ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

План лекции.

1. Понятие психики.

2. Структура психики человека.

3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

4. Сознание и бессознательное.

5. Мозг и психика.

6. Психика и организм.

1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.

Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система. Психика – нематериальна. Это делает ее недоступной для непосредственного изучения (ее нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь). Исследовать психику можно лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений.

Психическое отражение не является зеркальным, механическим копированием мира (как зеркало или фотоаппарат). Оно всегда сопряжено с поиском, выбором; связано с какой-то необходимостью, с потребностями. Это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от особенностей субъекта: от его интересов, эмоций, особенностей органовчувств и уровня мышления, (одну и ту жеобъективную информацию разные люди могут воспринимать по-своему, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное). Таким образом, субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности. Психика – это субъективный образ объективного мира.

Функции психики:1) отражение окружающей действительности, 2) сохранение целостности организма, 3) регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и обеспечивают адаптацию живого организма к условиям окружающей среды.

2. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы; психические состояния; психические свойства.

Психические процессы - этоотражение окружающего мира в разных формах психики. Например, предметы и явления в целом наш мозг отражает в форме восприятий; свойства предметов - в форме ощущений; прошедшие события – в форме воспоминаний; связи между предметами отражаются мышлением и т.д. «Процесс» обозначает течение явления, имеющего начало, развитие и конец. С помощью психических процессов человек познает мир, приобретает знания (поэтому они называются познавательными процессами).



Психические познавательные процессы:

Ощущения - отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Восприятие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств этих предметов.

Память – отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

Мышление – отражение сущности предметов и явлений, их взаимосвязи, закономерностей.

Речь – процесс использования системы знаков (звуков) для общения или мышления.

Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта, отражение будущего.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на объекте.

Психические состояния - имеющийся в данный момент уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека. Например: бодрость или подавленность, усталость или работоспособность, хорошее настроение или плохое и пр. Психические состояния имеют рефлекторную природу: возникают под влиянием ситуации. Они могут влиять на течение психических процессов: при страхе, например, может искажаться восприятие информации.

Психические состояния:

Эмоции – реакции человека и животных на воздействия раздражителей, имеющих позитивное или негативное значение в данной ситуации.

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.



Психические свойства - устойчивые образования, характеризующие человека, регулирующие его поведение. Например: агрессивность, вспыльчивость, смелость, честность.

Психические свойства:

Темперамент – врожденные особенности человека, проявляющиеся в силе и скорости реагирования, эмоциональной возбудимости и уравновешенности.

Характер – индивидуальное сочетание приобретенных в течение жизни устойчивых особенностей личности, проявляющихся в поведении, отношении к себе, людям, делу, трудностям.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Направленность личности – важнейшее свойство личности, выражающее главные тенденции его поведения и отношения к себе, к людям, к делу.

Самосознание – представления человека о себе, осознание своего Я.

Интеллект - способность действовать разумно, рационально мыслить, адаптироваться к окружающей среде.

3. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЛОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА

Филогенез – это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции.

Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись их реакции на внешние воздействия:

1. Безусловные рефлексы (врожденные) – простейшие механизмы реагирования.

2. Инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения.

3. Условные рефлексы (приобретенные) – выработанная реакция, подкрепленная стимулом.

4. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия) – высшая форма деятельности животных, включающая нестереотипные решения сложных задач и перенос операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте.

5. Разум, сознание, мышление – высшаяформа психики.

Таблица 4

Этапы развития психики

Название этапа развития психики У каких организмов впервые отмечается Основное содержание этапа
Развитие сенсорных процессов животных Начиная с кишечно-полостных животных и червей • Развитие органов перецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения; • формирование способности прими­тивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцирован­но отвечать па них; • возникновение простейших психиче­ских явлений — ощущений; • возникновение простейшего механизма реагирования — безуслов­ного рефлекса
Развитие перцептивных процессов животных Высшие моллюски, насекомые, позвоночные животные • У животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов; • наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; • большую роль играют инстинкты — сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения; • возникают условные рефлексы; • появляется предметно-образное отражение действительности
Развитие интеллектуаль­ных действие животных (рас-судочная деятельность) У млекопитающих и ряда птиц • Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникнове­нии препятствий на пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; • изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития
Развитие сознания человека Начиная с древнейших людей — Homo habilis — «Человека умелого» • Руки становятся органом труда — преобразования предметов по сознательно намеченному плану; • появляется способность к мышле­нию; • появляется потребность к общению с другими людьми; • появление речи содействует развитию абстрактного мышления; • появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности
Развитие самосознания человека Начиная с современного человека — Homo sapiens — «Человека разумного» • Развивается познание себя путем познания других; • возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения; • появляется возможность самокон­троля и самовоспитания

Онтогенез – индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).

Новорожденность

(0 – 1 месяц)

Ведущая деятельность – рефлекторные реакции.

Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Младенчество

(1 месяц – 1 год)

Ведущая деятельность — эмоциональное общение ребенка и матери.

Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста.

Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова.

Раннее детство

(1 - 3 года)

Ведущая деятельность раннего детства — предметная деятельность появляется способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых).

Возникает элементарное самосознание («Я — сам»).

Дошкольный возраст

(3—6 лет)

Ведущая деятельность — игра.

Развитие познавательных процессов.

Развитие воли.

Развитие моральных суждений, чувства вины.

Формирование самостоятельности.

Младший школьный возраст

(6—11 лет)

Ведущая деятельность—учеба.

Развитие рефлексии.

Формирование внутреннего плана действий.

Формирование уверенности в себе, компетентности либо неверие в свои сипы, чувство неполноценности.

Подростковый возраст

(11—14 лет)

Ведущая деятельность — общение со сверстниками.

Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма.

Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений.

Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности.

Формирование самосознания своего "Я", эгоцентричности

Юность

(14 — 18 лет)

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.

Формируется самосознание — представление о себе самом.

Формируется собственное мировоззрение.

Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.

Возникает первое чувство любви, дружбы.

Молодость

(18—28 лет)

Ведущая деятельность — социально-личностное общение.

Зрелость в умственном, нравственном отношении.

Пик интеллектуальных и познавательных возможностей.

Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни.

Выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.

Взрослость

(28—45 лет)

Ведущая деятельность — профессиональная.

Убежденность, сложившееся мировоззрение.

Критичность и самокритичность.

Пик профессиональных достижений.

Зрелость

(45—65 лет)

Ведущая деятельность – преодоление кризиса середины жизни.

Достижение вершин в управленческой деятельности.

Подтверждение своей значимости для других.

Выработка нового образа Я.

Переосмысление жизненных целей.

Старость

(от 65 лет)

Ведущая деятельность – приспособление к старению.

Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности.

Сужение пространства межличностных отношений.

Изменения в психике.

Мудрость как приобретение старости.

Кризис индивидуальной жизни человека.

4. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание человека – это высшая форма психического отражения действительности в виде субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать модель окружающего мира в виде образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.

Таблица 5


eta-runa-simvoliziruet-put-ot-nachala-do-konca-eto-runa-sudbi-kotoraya-mozhet-povliyat-na-zhizn-cheloveka-kak-negativno-tak-i-polozhitelno.html
eta-udivitelnaya-priroda-18-ch.html

eta-runa-simvoliziruet-put-ot-nachala-do-konca-eto-runa-sudbi-kotoraya-mozhet-povliyat-na-zhizn-cheloveka-kak-negativno-tak-i-polozhitelno.html
eta-udivitelnaya-priroda-18-ch.html
    PR.RU™