Эстетика просвещения в Европе.

Эстетические теории эпохи Просвещения сформировались в период ранних буржуазных революций XVII-XVIII веков и являются частью идеологии и культуры своего времени. Просветители полагали, что переустройство отжившей общественной системы должно быть осуществлено путем распространения передовых идей, посредством борьбы с невежеством, религиозным дурманом, средневековой схоластикой, с антигуманной феодальной моралью, с искусством и эстетикой, которые отвечали запросам верхушечных слоев феодально-абсолютистского государства.

При всей прогрессивности просветители не могли выйти за пределы своей эпохи. В происках гармонического общества просветители опирались на некоего абстрактного «гражданина», на его политическое и нравственное сознание, а вовсе не на того реального человека, который в действительности формировался при капитализме.

Просветители путем морально-политического и эстетического воспитания пытались достичь преобразования общества на принципах равенства и справедливости. Они достаточно отчетливо осознавали тот факт, что существуют противоречия между частными и общественными интересами, между личными устремлениями и долгом, между личностью и обществом. Разрешить эти противоречия они надеялись в значительной степени благодаря эстетическому воспитанию. Отсюда у них возникло убеждение, что эстетическое начало способно смягчить врожденный эгоизм людей, превратить человека в «индивида».

С точки зрения воспитания «гражданина», нового человека просветители рассматривали основные понятия: прекрасное, возвышенное, гармония, грация, вкус (Берк, Дидро); в том же духе трактовались проблемы сущности и социальных функций искусства, художественного конфликта, характера, правды в искусстве и так далее. Лейтмотивом эстетических концепций Просвещения явилась защита искусства высокого гражданского пафоса, принципов реализма и гуманизма. О соотношении прекрасного и нравственного рассуждал Шефтсбери.

В трактовке категорий эстетики просветители исходили из принципов сенсуализма, выступающего таким направлением в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. Классическая формула, характеризующая сенсуализм, принадлежит стоикам: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Объективно просветители идейно подготавливали революцию, хотя для этого не всегда имелись предпосылки.

При всей прогрессивности просветители не могли выйти за пределы своей эпохи. Когда буржуазия пришла к власти и утвердился капитализм, выяснилось, что «царство разума» оказалось идеализированным царством буржуазии, «вечная справедливость» нашла воплощение в буржуазном праве, естественное равенство ограничилось формальным равенством граждан перед законом, а существенным из прав человека стала частная собственность. Просветители, однако, не были защитниками узкокорыстных интересов буржуазии. Их иллюзии относительно того, что они выступают от имени всего страждущего человечества, имели историческое оправдание. Во-первых, просветители еще не могли обнаружить отрицательные стороны капитализма, так как его противоречия пока не выявились с достаточной отчетливостью и полнотой; во-вторых, в известной мере они действительно выражали интересы трудового народа.



Заблуждения просветителей заключались прежде всего в том, что основой нового, «разумного» общества они считали частную собственность, полагая, что только так можно обрести гармоническое сочетание личных и общественных интересов. Эту гармонию личного и общественного они выводили не из системы экономических отношений, а из нравственных побуждений «естественного человека», т. е. идеализированного буржуа, или «гражданина», добровольно, в силу лишь моральных принципов, как они полагали, поступающегося личными интересами ради общего блага.

Просветители достаточно отчетливо осознают, что существуют противоречия между частными и общественными интересами, личными устремлениями и долгом, личностью и обществом. Разрешить эти противоречия просветители надеялись в значительной степени благодаря эстетическому воспитанию. Отсюда у них возникло убеждение, что эстетическое начало способно смягчить врожденный эгоизм людей, превратить человека в «гражданина». С точки зрения воспитания нового человека, «гражданина» просветители раскрывают основные эстетические понятия: прекрасное, возвышенное, гармония, грация, вкус; в том же духе рассматриваются проблемы сущности и общественной функции искусства, художественного конфликта и характера, правды в искусстве.



Эстетические теории Просвещения тесно связаны с традициями Возрождения, а на раннем этапе и классицизма. Правда, принципы классицизма переосмысляются просветителями в свете новых задач.

Эстетика эпохи Просвещения носила наступательный демократический характер.Она стимулировала интерес западноевропейских ученых к переосмыслению традиционных эстетических категорий: красоты, гармонии, вкуса.

В обосновании красоты все просветители подчеркивали, что ее объективные основы открываются только активно стремящемуся к ней человеку, вооруженному интеллектом и эмоциями.

Категория гармонии становится в этот период характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке.

Эстетический вкус оценивался просветителями как чувство, пронизанное мыслью, как посредник между культурой и природой.

У истоков Просвещения во Франции стоял Вольтер (1694-1778), В искусстве он видел способ и средство нравственного воспитания. Его эстетическая концепция утвердила историческую изменчивость искусства.

Идеи Вольтера продолжил и развил Дени Дидро (1713-1784). Ему принадлежит создание теории просветительского реализма.

Исходный пункт эстетики Просвещения - вопрос об общественной роли искусства. Оно призвано формировать нравственные устои людей. Художник должен занимать активную жизненную позицию. Искусство демократизируется и обращается к самым низшим слоям населения. В борьбе французских просветителей XVIII в. с абсолютизмом родился идеал естественной, гармоничной природы, противопоставляемой испорченности и искусственности «цивилизации». Эстетика Дидро продолжает идеи художников и теоретиков Возрождения.

Сущность искусства усматривал в подражании природе немецкий просветитель Винкельман. Подражание прекрасному в природе может быть либо направлено на какой-либо единичный предмет, либо собирает воедино наблюдения над целым рядом единичных предметов. В первом случае получается похожая копия, портрет, во втором – идеальное изображение. Второй путь Винкельман считает более плодотворным. Здесь художник выступает не в роли копииста, а настоящего творца, ибо прежде, чем создавать изображение, он составляет общее понятие о красоте и затем следует ее прообразу. Идеальная красота превосходит обычные формы материи, преодолевает их ограниченность.

Эстетика немецкого Просвещения в своем развитии проходит ряд этапов, связанных:

Первый - с именем основоположника немецкой эстетики А. Баумгартена. В 1735 г. он ввел в обиход термин «эстетика». Всем ходом развития теоретической мысли в него было вложено новое содержание. Эстетика утверждается как самостоятельная и необходимая часть философии. На каждом новом этапе развития человеческого общества обнаруживалась неполнота сложившихся представлений об эстетическом отношении человека к миру и самому себе.

Второй - с деятельностью Г. Лессинга (1729-1781), разработавшего основные принципы просветительского реализма. В его эстетических взглядах получили отражение свойственные его мировоззрению материалистические тенденции. Он выступал за сближение искусства и литературы с жизнью, освобождение их от оков сословно-аристократической нормативности,

Искусство, по Лессингу:

- есть подражание природе, толкуемое широко, как подражание жизни;

- стоит в одном ряду с наукой по познавательным возможностям;

- призвано содействовать развитию нравов и не только удовлетворять вкус избранных, но и просвещать и исправлять простой народ.

Третий - с выражением эстетических идеалов в творческой деятельности молодых писателей «Бури и натиска» (И. Гете, Ф. Шиллера).

Четвертый - с именем теоретика искусства и поэта И. Гердера.

Немецкое Просвещение глубоко вникло в проблемы вкуса, реализма, фольклора, взаимоотношения народного и профессионального художественного творчества. Немецкие мыслители окончательно конструировали эстетику как самостоятельную философскую дисциплину и оказали решающее влияние на последующее развитие этой науки в Германии.

В литературе ведущий жанр - социально-бытовой роман. (Д. Дефо - «Робинзон Крузо»; Дж. Свифт - «Путешествия Гулливера»; Ф. Шиллер - «Коварство и любовь», «Разбойники», «Мария Стюарт»; В. Гете - «Фауст»; О. Бомарше - «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник»).


etalon-otveta-k-zadache-21.html
etalon-otveta-k-zadache-277.html

etalon-otveta-k-zadache-21.html
etalon-otveta-k-zadache-277.html
    PR.RU™